Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой в деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления при организации раздельного сбора отходов и сбора опасных отходов на территории Восточного Крыма

Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в сфере организации деятельности органов местного самоуправления и в сфере обращения с отходами производства и потребления при организации раздельного сбора отходов и сбора опасных отходов.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пунктом 18 части 1, частью 2, статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 2 Закона Республики Крым от 19.01.2015 № 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Также ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

При этом, ч. 3 указанного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В тоже время, вышеуказанными федеральными законами, а также п. 1.5 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 30.11.2021 № 723 установлено, что органы местного самоуправления городских и сельских поселений Республики Крым участвуют в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию   ТКО на территориях соответствующих поселений, в том числе реализуя полномочия, предусмотренные ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ.

На основании изложенного, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию   ТКО на территориях соответствующих поселений, а также реализация полномочий, предусмотренных ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ, относится к компетенции сельских поселений.

Порядок выделяет 3 вида накопления отходов производства и потребления: накопление твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), раздельное накопление ТКО, накопление отработанных отходов, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью).

Требования к организации мест накопления таких отходов определены Порядком.

Однако, проведенной проверкой установлено, что органами местного самоуправления в нарушение указанных требований федерального законодательства вопросы местного значения относительно организации накопления ТКО, их раздельного накопления, а также накопления отработанных отходов, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами надлежащим образом, не реализовываются, соответствующие площадки накопления не созданы, существующие площадки накопления отходов контейнерной системой раздельного накопления ТКО, с наличием опорожняемых, емкостью 0,7 – 1,2 м3, оборудованных замком или запирающим устройством, промаркированных контейнеров для сухих и смешанных отходов, с цветовой индикацией, не обеспечены, территории муниципальных образований местами накопления отработанных отходов, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами, не оборудованы.

С учетом выявленных нарушений Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес глав администраций внесено 40  представлений.

По результатам рассмотрения которых приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований федерального законодательства.

М.А. Курдюк, и.о. природоохранного прокурора, младший советник юстиции.

Фото: интернет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.