По иску Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры на администрацию Ленинского района возложена обязанность проведения рекультивации полигона ТКО Ленино

Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Ленинского района Республики Крым  (далее – Администрация) требований федерального законодательства в части полноты принятия мер по рекультивации земельных участков, ранее использованных для захоронения отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

Согласно, ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) все земельные участки имеют целевое назначение и должны использоваться в соответствии таким назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статья 42 ЗК РФ возлагает на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, обязанность по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде. Данной правовой нормой также регламентирована обязанность соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с п. 5 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию, которая представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок восстановления нарушенных земель установлен Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее – Правила).

Так, согласно п. 2 Правил под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений; проект рекультивации земель — документ, на основании которого проводится рекультивация земель.

Так, ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить, в том числе и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Установлено, что земельные участки, площадью 112 450 м2, 80 000 м2 с видом разрешенного использования – специальная деятельность являются муниципальной собственностью муниципального образования Ленинского района Республики Крым.

Так, администрацией Ленинского района Республики Крым, Муниципальным унитарным предприятием Ленинского района Республики Крым «Управление жилищно-коммунального хозяйства» меры, направленные на разработку проекта рекультивации, проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земельных участков, а также проведение рекультивации полигона ТКО «Ленино» не приняты, в связи с чем Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой в Ленинский районный суд Республики Крым в порядке ст. 45 ГПК РФ предъявлено исковое заявление о возложении на администрацию Ленинского района Республики Крым, Муниципальное унитарное предприятие Ленинского района Республики Крым «Управление жилищно-коммунального хозяйства» по разработке проекта рекультивации и проведения рекультивации  полигона ТКО «Ленино».

Решением Ленинского районного суда Республики Крым исковое заявление природоохранного прокурора удовлетворено в полном объеме.

Ход и результаты реального исполнения судебного решения после вступления в законную силу будут находиться на контроле в прокуратуре.

Старший помощник Керченского межрайонного природоохранного прокурора Колмыкова А.А.

Фото: интернет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.