Нормативно-правовые акты в деятельности главы муниципального образования по вопросам местного значения

Н.Ю.Воронович.

Аннотация: рассмотрены основные нормативные правовые акты Российской Федерации, которые играют ключевую роль в деятельности главы муниципального образования. Приведены анализы нормативных правовых актов.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, глава муниципального образования, вопросы местного значения, нормативные правовые акты, правовая норма.

Объектом изучения являются общественные отношения в сфере правового регулирования местного самоуправления и деятельности главы муниципального образования в механизме решения вопросов местного значения.

Предмет изучения составляют правовые нормы, федерального и регионального уровней, закрепляющих за органами местного самоуправления полномочия в сфере правового регулирования местного самоуправления, практика правового регулирования в механизме решения вопросов местного значения.

Самой основной правовой нормой которую принято рассматривать является «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) и Европейская Хартия местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Но также в Конституции ясно говорится об ограниченности наделения муниципалитетов государственными полномочиями: органы местного самоуправления могут получать отдельные государственные полномочия, а не вообще государственные полномочия, т.к. отодвигать на второй план решение вопросов местного значения нельзя. Это точка зрения Конституции. Необходим перечень отдельных государственных полномочии, которые можно передавать муниципалитетам. Европейская Хартия местного самоуправления (ратифицирована Федеральным законом РФ от 11 апреля 1998 года N 55-ФЗ, вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года) предполагает наличие органов местного самоуправления и что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и по возможности в Конституции государства. Хартия обязывает своих участников применять основные правовые нормы, гарантирующие политическую, административную и финансовую независимость местных властей. Таким образом, она демонстрирует на европейском уровне политическую волю сделать жизнеспособными на всех уровнях территориального управления принципы, которые Совет Европы защищает с момента своего создания, считая своей задачей воспроизводство демократического сознания в Европе и защиту прав человека в самом широком объеме.

Другой важной правовой нормой федерального уровня, которую необходимо рассматривать это Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями). Согласно статьи 36 Закона «Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования и в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения». Статьи 14,14.1, 15, 15.1, 16, 16.1, 16.2 данного закона закрепляют вопросы местного значения по муниципальным образованиям. Возникают сложности с правовым регулированием перечней вопросов местного значения. В-первую очередь, это связано с часто меняющейся правовой базой. Так в ФЗ-131 с момента его принятия уже более 150 раз (а в год порядка 5-6 раз) вносились изменения и дополнения, и многие изменения касались вопросов местного значения. До сих пор остаются коллизии, где в ряде положений не ясно где сфера деятельности, а где полномочий. Так к вопросам местного значений отнесены формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района, хотя по праву это полномочия по решению вопросов местного значения. По данному вопросу необходимо вносить изменения в ст.15 ФЗ-131, в части исключения п. 1 и п. 2 части 1 ст. 15.

Также в ст.14 ФЗ-131 к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесен п.23 части 1 ст. 14 «23) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;» это полномочие с точки зрения общепринятой муниципальной доктрины не относятся к местному самоуправлению, а является государственной обязанностью. Для приведения ФЗ-131 в соответствие необходимо исключить п.23 ч.1 ст.14 ФЗ-131. Каждый вопрос местного значения подразумевает определенные действия органов местного самоуправления. И эти действия должны быть понятны населению, контролирующим органам и самому органу местного самоуправления. Но исходя из реалий, действия органов местного самоуправления могут быть истолкованы неверно. Поэтому необходимо приводить разъяснения к каждому виду вопроса местного значения. Нужно понимать, что федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составляет основу законодательного урегулирования рассматриваемой сферы. В нем закреплены понятие и принципы местного самоуправления, вопросов местного значения, роль граждан в местном самоуправлении, полномочия главы муниципального образования и т.д. Статьи 14,14.1, 15, 15.1, 16, 16.1, 16.2 данного закона закрепляют вопросы местного значения по муниципальным образованиям. Однако в нормах указанного закона имеются пробелы, которые необходимо будет урегулировать. Еще одним важным федеральным законом для местного самоуправления является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». «Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме», так говорится в преамбуле данного закона. И.В. Выдрин предлагает называть такие законы систематизированными, поскольку они объединяют нормативные предписания различных отраслей права (гражданского, финансового, административного), подчиняя их задаче регулирования муниципально-правовых отношений.

Для муниципального образования основным муниципальным нормативно-правовым актом, который регулирует деятельность главы муниципального образования, является Устав муниципального образования, разработанный на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. Это основной закон муниципального образования, своеобразная «Конституция», которая распространяет свое действие на территорию муниципального образования. Каждое муниципальное образование обязано иметь свой устав, каждым муниципальным образованием он разрабатывается самостоятельно. Значение устава муниципального образования для местного самоуправления вытекает из ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ, содержащей достаточно широкий перечень сведений, которые необходимо включать в устав муниципального образования. Именно в уставе прописываются вопросы местного значения; структура и порядок формирования органов местного самоуправления,

администрации; срок полномочий, а также основания и порядок прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, главы муниципального образования, главы администрации, нормативные правовые акты, которые издает глава муниципального образования. Однако согласно п.3 ч. 4 статьи 36 федерального закона № 131-ФЗ упоминается, что правовые акты издаются главой муниципального образования «в пределах полномочий», но нигде не указано какие именно нормативные правовые акты имеет право издавать глава.

Деятельность глав муниципальных образований регулируется федеральными и областными (республиканскими) нормативно-правовыми актами. Несмотря на то, что местное самоуправление в пределах своих полномочий, согласно законодательства, самостоятельно, но на практике происходит вмешательство государственной власти в решения вопросов местного значения. В реальности глава муниципального образования, если говорить коротко, отвечает за все. В его руках находятся рычаги организационно-политического влияния на всю жизнь муниципального образования. Особенно это относится к ситуации, когда глава муниципального образования является также главой местной администрации.

Данная область вопросов развивается очень быстро, требует быстрого реагирования и внесения изменений, либо принятия новых нормативно-правовых актов, в связи с чем сегодня особо востребованы системные теоретические разработки понятия и содержания «вопросов местного значения», а также выработка научно обоснованных рекомендаций законодателю, правоприменителям. Трудности и противоречия при формулировании собственно вопросов местного значения, формировании их перечня и реализации, существующие по настоящее время, оставляют проблему открытой. Подтверждением тому служат многократные изменения

и дополнения в ФЗ-131 в части перечней вопросов местного значения для поселений, муниципальных районов и городских округов. И хотя в последнее время появляются научные работы, посвященные некоторым аспектам правового регулирования местного самоуправления, но по-прежнему деятельность местного самоуправления остается недостаточно изученной, практически не исследованной, остается задача формирования перечня вопросов местного значения, обеспеченных необходимым для их решения имуществом и адекватными источниками доходов местных бюджетов.

Список использованных источников:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

2. Европейская Хартия местного самоуправления (ратифицирована Федеральным законом РФот 11 апреля 1998 года N 55-ФЗ, вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года).

3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

5. Выдрин И.В. и др. Муниципальное право России.- М., 2003.- 368 cтр.

6. Авакьян С. А. и др. Муниципальное право России: учебник (отв. ред. С.А. Авакьян). — Проспект, 2009 г.- 369 стр.

Просмотров: 136 | Рубрика: важно знать, власть, интересное, Новости | | Комментарии |

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.