Введена единая электронная виза, действительная на всей территории РФ для краткосрочного пребывания иностранных граждан

Федеральный закон от 31.07.2020 N 305-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Единая электронная виза дает право на въезд и пребывание в РФ с гостевым или деловым визитом, в качестве туриста, а также для участия в научных, культурных, общественно-политических, экономических, спортивных мероприятиях и осуществления соответствующих связей и контактов.

Перечень иностранных государств, гражданам которых оформляется единая электронная виза, а также порядок ее оформления устанавливаются Правительством РФ.

Для получения единой электронной визы иностранный гражданин подает заявление на специализированном сайте федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, в сети «Интернет» или с использованием иных информационных технологий взаимодействия с указанным органом, определяемых Правительством РФ.

Срок оформления единой электронной визы составляет не более четырех календарных дней со дня подачи заявления.

Единая электронная виза является однократной. Срок ее действия составляет шестьдесят суток со дня оформления с разрешенным сроком пребывания иностранного гражданина в РФ не более шестнадцати суток со дня въезда.

Въезд и выезд иностранного гражданина на основании единой электронной визы осуществляется через пункты пропуска, определенные Правительством РФ.

Предусматривается, что решения об оформлении иностранным гражданам, въезжающим в РФ через пункты пропуска, расположенные на территории свободного порта Владивосток, территории Особой экономической зоны в Калининградской области, территориях города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также через воздушные пункты пропуска через Государственную границу РФ, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, обыкновенных однократных деловых, туристических и гуманитарных виз в форме электронных документов принимаются по заявлениям об оформлении таких виз, поданным в установленном порядке по 31 декабря 2020 года включительно. Срок действия таких виз истекает не позднее 3 февраля 2021 года.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу в целях обеспечения перехода от функционирующей в настоящее время системы оформления электронных виз для въезда в отдельные регионы РФ к системе оформления единой электронной визы, действительной для всей территории РФ.

Приказом МИД России, МВД России и ФСБ России от 16.01.2019 № 340/10/15 в перечень «Цели поездок», используемый при оформлении иностранным гражданам приглашений и виз, внесены изменения, касающиеся оформления виз иностранным гражданам, получившим разрешение на временное проживание в Российской Федерации, либо признанными носителями русского языка. С текстом Приказа можно ознакомиться на сайте Министерства юстиции: https://minjust.consultant.ru/documents/42171

Однако, для организаций, привлекающих иностранный персонал, данный приказ интереса не представляет. Тем не менее, тема цели поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию в целом интересна с точки зрения ответственности сторон за несоответствие заявленной цели визита иностранного гражданина фактически осуществляемой им деятельности.

В связи с этим можно выделить несколько ситуаций с позиций рисков, которые они несут:

  1. В случае, если деятельность, фактически осуществляемая иностранцем, не соответствует:

цели визита, указанной в визе иностранного гражданина, прибывшего в Россию в порядке, требующим получения визы (далее – визовые иностранцы);
цели визита, указанной в миграционной карте иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы (далее – безвизовые иностранцы),
сам иностранец подлежит административной ответственности по части 2 статьи 18.8 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового, а для компании, соответственно, потерю работника.
Для расшифровки деятельности, допустимой в рамках заявленной цели поездки, и используется первоисточник — Перечень «Цели поездок», используемый при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный Приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27 декабря 2003 года № 19723А/1048/922. Приказ довольно подробно расписывает какую цель поездки иностранный гражданин должен выбрать при оформлении документов на право въезда в Россию при условии осуществления той или иной деятельности.

  1. В случае, если безвизовый иностранец, трудоустроенный в организации, во время очередного въезда в Россию указал в качестве цели визита в миграционной карте иную, чем «работа» цель визита, какая-либо ответственность для работодателя в настоящее время законодательством не предусмотрена (как бы не пытались проверяющие убедить в обратном). В зоне риска оказывается лишь сам иностранный работник, которого, как следствие, компания может потерять.
  2. В случае, если в организацию трудоустраивается иностранец, являющийся гражданином государства — члена Договора о ЕАЭС, и при трудоустройстве предъявляет миграционную карту (предоставление миграционной карты при приеме на работу ТК РФ не предусмотрено) с целью визита иной, нежели «работа», это также не является препятствием для заключения договора с работником и допуска его к работе (как бы не пытались вас убедить в обратном), поскольку опять же какая-либо ответственность для работодателя в данном случае отсутствует. Отвечать за свои поступки будет лишь сам работник, а компания рискует лишь тем, что одно рабочее место станет вакантным.
  3. Административная ответственность для организации наступает лишь в случае, если она, оформляя приглашение на въезд в Российскую Федерацию визовым иностранцам, указывает в ходатайстве о выдаче приглашения заведомо ложные сведения о цели пребывания в России иностранного гражданина. Например, фактически оформив трудовые отношения, иностранцу оформляют деловую визу. Эти действия влекут        наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Вместе с тем, законодательство допускает ряд ситуаций, при наступлении которых иностранцы, въехавшие с одной целью визита, вправе осуществлять деятельность, не соответствующую заявленной:

Иностранцы, прибывшие по деловой или гуманитарной визе, вправе осуществлять преподавательскую деятельность.
Пребывание иностранного гражданина в России на основании обыкновенной рабочей визы не препятствует его обучению в организации, осуществляющей образовательную деятельность на территории Российской Федерации, без изменения цели въезда.
Пребывание иностранного гражданина в России на основании учебной визы, или с миграционной картой с указанием цели визита «учеба», не является препятствием для его трудоустройства во время каникул, также без изменения цели въезда.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.